Бенони.
Глава IX.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гамсун К., год: 1908
Категория:Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Бенони. Глава IX. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

IX.

На другое утро Бенони еще лежал в постели, как в дверь постучали. Он подумал, что это его старая работница, которая по собственной догадке стала оказывать ему такое почтение, стучать в дверь прежде, чем войти, и крикнул: - Пожалуйста! Войди!

Вошел совсем чужой человек.

- С добрым утром... то бишь - с праздником, хотел я сказать!

Извинившись, как умел, человек снял меховую шапку. Он был не здешний; с светлой бородкой, худощавый, с длинными волосами и совсем еще молодой.

Бенони лежал и глядел на него, затем сказал: - Присаживайся.

- Спасибо. Холодновато стало на дворе,-- сказал человек. - Меня пробирать начало, я и подумал: дай-ка осмелюсь зайти к Гартвигсену.

Он говорил бойко и складно, без лишняго уничижения.

Бенони спросил:-- Ты меня знаешь?

- Нет. Слыхал о вас. Люди к вам послали.

- Как тебя зовут?

- Свен Иоган Кьэльсен. Я из города; был там одно время в дозорных, меня и прозвали Свен Дозорный. А родом я с юга.

- А какое же у вас дело ко мне? - Бенони не понял хорошенько, что за дозорный такой, и за всякий случай перешел на вы.

- А такое дело, что все только и твердили мне: ступай к Гартвигсену. Я работы ищу... люди и говорят: не ходи сразу к Макку, поди сначала к Гартвигсену; он поговорит за тебя Макку.

- Так ты еще не был у Макка?

- Нет.

Бенони почувствовал себя польщенным и гордым.-- Так люди говорят: поди к Гартвигсену к через него попадешь к Макку? Ну, я не так близок с Макком, чтобы взять да сразу поставить тебя на место. Но как-нибудь оборудуем дело. Как ты сюда добрался?

- Пешком. Шел-шел и дошел. У меня вот есть алмаз - резать стекло. Я и захватил с собой из города целый ящик стекол,-- шел да вставлял людям стекла. А вот, как вышли все, и делать стало нечего.

Человек улыбнулся, и Бенони тоже.

- Да и дело-то не стоющее,-- заметил Бенони.

- Но у меня был вот этот алмаз. Я его нашел на улице, ночью, когда был дозорным. Надо же было пустить его в дело.

- Последнее стеклышко вставил сегодня ночью. Там на краю поселка есть такая хибарка... с сердечком в дверях; я туда и вставил.

Бенони принялся хохотать.-- Вставил стекло?..

- От нечего делать. Месяц так ярко светил,-- хотелось что-нибудь такое выкинуть. Я взял да и вставил туда стеклышко, и хорошенько вмазал. Пожалуй, это как раз на задворках у школьного учителя...

- Ха-ха-ха! - потешался Бенони. - Теперь он подумает, что это в насмешку над ним.

Человек тоже разсмеялся, потом отряхнулся и заговорил:-- А теперь стало так холодно, что я пошел и постучался к вам. Я всю ночь пробродил. Приходил было вчера вечером, да у вас было заперто.

- Я был в гостях у Макка,-- пояснил Бенони.-- Тебе бы зайти сюда около полуночи, когда я вернулся.

- Тогда и я уж вернулся назад... в ту хибарку. Не позволите ли растопить печку?

- Не трудись, я сам...

Бенони соскочил было с постели, но гость закричал:-- Лежите, лежите смирно! - и принялся растапливать. Такой прыткий! Бенони объяснил, что у него для такой работы есть женщина, но она не успела еще придти.

- Не поставить ли котелок на огонь? - спросил Свен Дозорный.

- А ты сумеешь? Она, верно, сейчас придет, но...

Свен Дозорный поставил котелок на огонь, а, когда вода закипела, всыпал туда горсти две кофею.-- Не жалей,-- сказал ему Бенони. Когда в комнате потеплело, он встал и достал кое-чего перекусить. Потом вспомнил, что надо же показать чужому, куда он попал - к человеку образованному, и принялся усердно умываться. Покончив с этим, Бенони с удовольствием слушал болтовню лихого дозорного. Превеселый вышел завтрак.

Тут пришла работница. Бенони и ей поднес ради праздника рюмочку, прибавив, что она может сказать гостю спасибо за его труд. - Да принеси еще воды в рукомойник,-- прибавил Бенони.

- А чем же вытерлись? - спросила работница.

- Вывернул рукав у куртки и вытерся о подкладку.

- Молодчина! - одобрил Бенони.

- А волосы расчесал еловой шишкой.

Бенони гость сразу понравился. И не было ничего дурного в том, что он сразу открылся, в какой он нужде. По крайней мере, это не какой-нибудь толстопузый богач, который побрякивает мошной и готов задрать нос перед Бенони, И какой он признательный, этот Свен, как ловко умеет отозваться на всякое благодеяние! Когда Бенони предложил ему не жалеть кофею, Свен ответил:-- Да, да, уж я вижу, что попал в зажиточный дом.-- Когда же Бенони пообещал взять его с собою к Макку и похлопотать за него, Свен усердно поблагодарил и прибавил, что вот точь-в-точь так ему люди и предсказывали.

Дело было рано утром, а он уже выпил два стаканчика и разошелся:-- Пожалуй, коли на то пойдет, мне самому может понадобиться не меньше народу, чем у него, у Макка.

Но тут Бенони сам смекнул, что хватил через край, и поправился:-- Вон висит мой большой невод. Коли сельд хлынет, так и тридцати рук не хватит.

Бенони был озадачен. Гостю и это известно - что он поедет на шкуне скупать треску для трех судов? И он ответил коротко и ясно:-- Если я порешу насчет Лофотен, то возьму тебя с собой.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница