Джуд неудачник.
Часть VI. Опять в Кристминстер.
Глава III

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гарди Т.
Категории:Роман, Приключения


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

III

Сусанна мало по-малу выздоравливала, а Джуд опять получил работу по своему старому ремеслу. Они поселились теперь на новой квартире, невдалеке от церкви св. Силы.

Раз как-то они сидели вместе и вспоминали все пережитое ими.

- Что же делать? Мы должны покориться, - с грустью говорила Сусанна. - Нам нет другого выбора. Бесполезно бороться против ударов судьбы!

- Но против бессмысленных обстоятельств необходимо бороться, - возразил Джуд.

- Я и сама так думала! Но я становлюсь суеверной, как дикарь… У меня не осталось больше ни сил для борьбы, ни энергии почина. Я убита!..

- Я чувствую то же самое!

- Что мы будем делать? Ты имеешь теперь работу. Но ведь и здесь это только до тех пор, пока не огласилось наше прошлое и наши взаимные отношения… Помнишь, как все это повредило твоей работе в Ольдбрикгэме?

- Ну теперь это едва ли может повториться. Впрочем, всего лучше нам оформить наш брак, как только ты в состояния будешь выходить.

- Ты полагаешь, что это нужно?

- Разумеется.

Джуд задумался.

- В последнее время я считаю себя принадлежащим к группе людей, которых избегают люди нравственные, которых называют совратителями. Меня ужас берет, когда я думаю об этом! А прежде я не сознавал, как я дурно поступал с тобою, - с тобою, которую я люблю более своей жизни. Да, Сусанна, вот каков я! Я обольщал тебя… Ты была натура избранная, предназначенная к жизни безукоризненной, незапятнанной. Но я не смог!

- Нет, нет, Джуд! - возразила она быстро. - Не упрекай себя понапрасну. Если кто и заслуживает порицания, так это я.

- Я поддерживал тебя в твоем решении оставить Филлотсона.

- Все равно, я поступила бы так же. Что же касается собственно нас, то тот факт, что мы не вступили в законный брак, составляет скорее спасительную черту в нашем союзе. Мы избегли этим оскорбления святости наших первых браков.

- Святости?

Джуд удивленно посмотрел на нее и понял, что она уже не была прежней Сусанной.

- Да, - сказала она с легкой дрожью в голосе. - У меня и тогда были страшные опасения при сознании своего собственного бесстыдства. Я думаю, что и теперь еще я его жена.

- Что ты, голубка моя!

- Это твоя слабость, больное воображение, в этом нет никакого смысла, никакого основания!

Сусанна только тяжело вздохнула.

* * *

Джуд совершенно неожиданно нашел выгодную работу. Но эта работа теперь не радовала его; он терзался сознанием, что после всего пережитого взгляды и симпатии его и Сусанны разошлись в противоположные стороны; события, расширившие его взгляд на жизнь, законы, обычаи и догматы, не произвели такого же действия на Сусанну. Она была уже не такою, как во времена своей независимости, когда ум её как молния сверкал в высоте над всякою обрядностью и формализмом, которые он в ту пору еще почитал, хотя и бессознательно.

Раз как-то, в субботу вечером, Джуд вернулся довольно рано. Сусанны не было дома, но она скоро возвратилась и удивила его своей молчаливостью.

- О чем ты думаешь? - пытливо спросил он.

- Ах, я не умею ясно выразить! Мне противно оставаться в нашем теперешнем положении.

- Опять то же! Но разве может быть на земле что-нибудь лучше нашей взаимной любви?

- Это зависит от характера любви. Твоя, наша любовь - порочная.

- Я не хочу этого, Сусанна! Лучше скажи, когда ты желаешь закрепить наш брак пред алтарем?

Она задумалась и взгляд её блуждал:

- Никогда, - прошептала она.

Не понимая вполне её мысли, Джуд принял её ответ спокойно и промолчал. Прошло несколько минут. Он подумал, было, что она задремала.

- Но я хочу сообщить тебе еще одну вещь, Джуд, - проговорила вдруг Сусанна. - Скажи только, - ты не рассердишься? Я думала об этом очень много с тех пор, как умерли мои малютки. Я не могу больше считаться твоею женою.

- Но ведь ты уже на самом деле моя жена!

- Это с твоей точки зрения, а с моей…

- Я полагал, что наш опыт достаточно убедил нас в устойчивости наших супружеских отношений, помимо брачного обряда. Но если ты, как это видно, начинаешь признавать формальности и обряды, то почему-же ты прямо не заявила мне об этом? Обряд был-бы совершен безотлагательно, Ты моя несомненная жена, Сусанна. Что ты хотела сказать своим странным заявлением?

- Я не считаю себя твоею женою - вот что!

- Нет. Даже и тогда не признаю. Тогда мне будет еще хуже.

- Но почему-же. Я не понимаю, дорогая моя.

- Потому что я жена Ричарда. С течением времени я все больше и больше убеждаюсь, что принадлежу ему, и во всяком случае никому другому.

- Боже мой, до какой степени ты переменилась! - воскликнул Джуд.

- Да, может быть, - тихо ответила Сусанна.

* * *

Несколько дней спустя, в сумерки летнего вечера, они сидели в той-же маленькой комнатке, внизу, когда послышался стук в парадную дверь дома, а вслед затем и в дверь их комнаты. Прежде чем они успели отворить, в дверях показалась женская фигура.

- М-р Фолэ здесь?

Джуд и Сусанна вздрогнули: это был голос Арабеллы.

Джуд пригласил ее войти, и она села. По лицу её было видно, что ей жилось далеко не так привольно, как при жизни Кортлета.

- Я к вам прямо с кладбища, - начала гостья. - Благодарю вас за любезное извещение, но к похоронам я не могла поспеть. Нет, я не могла участвовать в похоронах: мне казалось, что я буду лишняя, - поправилась Арабелла, не умея, как ей хотелось, попасть в патетический тон. - Но я все-таки рада, что нашла могилку. Так как это ваша профессия, Джуд, то вы, вероятно, можете поставить на ней хорошенький камень.

- Да, я поставлю памятник, - угрюмо проговорил Джуд.

- Ведь это был мой ребенок, и мне, конечно, жалко его.

- Я не сомневаюсь.

- К другим детям, не моим, я не могла, конечно, иметь такого горячего чувства.

- Разумеется.

Из темного угла, где сидела Сусанна, послышался вздох.

- Мне часто хотелось иметь при себе моего ребенка, - продолжала мистрис Кортлет. - Этого, быть может, не случилось-бы тогда! Но я не желала отнимать его у вашей жены.

- Я ему не жена, - донеслось от Сусанны.

Неожиданность этого заявления заставила Джуда смолкнуть.

По тону Сусанны, Джуд понимал, какие новые взгляды скрывались в её словах. Но для Арабеллы, разумеется, пропадало в них все, кроме очевидного смысла. Оправившись от этого неожиданного сообщения, Арабелла продолжала вспоминать о прошлом, и опять обратилась с каким-то вопросом к Сусанне. Но ответа не последовало: Сусанна незаметно вышла из комнаты.

- Она сказала, что не была вашей женою? - проговорила Арабелла уже другим тоном. - Почему она сказала это?

- Этого я не берусь объяснить вам, - сухо ответил Джуд.

- Но ведь она-же жена ваша, не правда-ли? Она сама мне когда-то сказала это.

- Я не проверяю того, что она говорит.

- Я и вижу! Однако, мне пора. Я остановилась здесь сегодня, считая долгом известить вас в нашем общем горе. Я ночую в той самой гостиннице, где служила конторщицей, и завтра уезжаю в Ольфредстон. Отец опять возвратился домой, и я живу вместе с ним.

- Из Австралии? - безучастно спросил Джуд.

- Да. Не мог ужиться там. Мать умерла, а он с двумя младшими только-что возвратился, приобрел коттедж подле нашего старого пепелища, и я занимаюсь теперь у него хозяйством.

Как только Арабелла ушла, встревоженный Джуд прошел к Сусанне, но на его стук не было ответа, и плотник, хозяин квартиры, сказал, что Сусанна по-видимому ушла в церковь Св. Силы, куда она часто ходила.

Было уже поздно. Джуд задумчиво пошел по направлению к церкви, в которой не бывал с очень давнего времени. Дверь была отперта - он вошел в церковь. Все было погружено в тишину и мрак. Но среди этой тишины слышался по временам какой-то глухой звук, похожий на сдержанные стоны иди рыдания. Половой ковер заглушал его шаги, и он пробирался в том направлении, в темноте, чуть озаряемой слабым мерцанием лампадки. Вскоре он заметил что-то черное, и снова послышались глухия рыдания. На полу лежала Сусанна.

- Сусанна! прошептал Джуд, нагнувшись над ней.

Она поднялась и обернула к нему бледное лицо.

- Чего ты от меня хочешь, Джуд, - проговорила она. - Зачем ты пришел? Я хотела остаться одна!

- Как можешь ты говорить это! - возразил Джуд с упреком и скорбью. - Зачем я пришел? Я хотел-бы знать, кто-же имел-бы право придти за тобою, если не я, я, любивший тебя более самого себя, более - о, много более, чем ты любила меня! Что заставило тебя уйти от меня?

- Пожалуйста, не критикуй меня, Джуд, я столько раз просила тебя об этом. Бери меня такого, какова я есть. Я жалкое существо, угнетенное всевозможными несчастиями! Я не могла вынести прихода Арабеллы. Она еще продолжает быть твоего женою, как Ричард - моим мужем! Потеря моих малюток открыла мне глаза! Убийство моих детей мальчиком Арабеллы было карой - законный убил незаконных. Что, скажи, что остается мне делать?

- Это ужасно! - воскликнул Джуд, едва сдерживая слезы. - Да пойми же ты, что неестественно и уродливо упрекать себя в том, в чем ты никогда не была виновата!

- Ты сердишься, Джуд, и потому не видишь вещей в их настоящем свете.

- Так пойдем со много, моя дорогая. Может быть, я пойму тебя.

Он обнял ее и поднял с полу. Она пошла с ним, отклонив его поддержку.

- Я не понимаю тебя, Сусанна.

- Не будь все-таки жесток ко мне, Джуд, я ведь так несчастна! - продолжала Сусанна, рыдая, когда они выбрались на улицу. - Мне это невыносимо! Я ошибалась - я не могу рассуждать с тобою. Приход Арабеллы кончил все. Не издевайся надо мною: твои насмешки мне острый нож!

Он обнял и страстно поцеловал ее среди уличной тишины, прежде чем она могла помешать ему. Они шли, пока ни поровнялись с маленьким рестораном.

- Джуд, - обратилась она к нему, сдерживая слезы, - не возьмешь-ли ты себе здесь комнату?

- Пожалуй, если… если ты этого действительно хочешь. Но хочешь-ли? Я провожу тебя до нашей квартиры и выслушаю, в чем дело.

Он пошел с Сусанной. Дома она сказала хозяйке, что не хочет ужинать, и прошла наверх. Джуд пошел за него. Она подошла к нему и, протянув руку, сказала:

- Ну, прощай.

- Но, Сусанна…

- Ты ведь сказал, что исполнишь мое желание!

- Да. Хорошо… Быть может, нам лучше было расстаться с самого начала, когда мы не решались на женитьбу по церковному обряду.

- Во всяком случае, я рада, что ты это понимаешь. Я никогда не рассчитывала поступить так, как решила теперь. Я попала в свое фальшивое положение из ревности и возбужденного состояния!

- Но, надеюсь, и из любви - ты ведь любила меня?

- Да, но мне следовало во время остановиться и продолжать только дружеские отнопиепия…

- Но любящие друг друга люди не могут жить в таких условиях!

союзе, - и только.

- Но человеческая природа не может изменить себе.

- За то она учит самообузданию.

- Конечно, если кто-нибудь из нас виноват, так это я.

- Нет - я. Твоя слабость состояла только в естественном желании мужчины обладать женщиной. У меня-же не было соответствующего желания, пока зависть не побудила меня выгнать Арабеллу. Я полагала, что должна из сожаления приблизить тебя к себе - мне казалось слишком эгоистично мучить тебя, как я мучила другого своего друга. Но я бы не вышла из этих границ, если-бы ты не поборол меня, внушив мне опасение, что вернешься к ней… Однако, не будем больше говорить об этом! Скажи, Джуд, согласен ты отпустить меня? А пока - простимся, Джуд, уходи к себе!

- Нет, нет - не жена!.. Я в твоих руках, Джуд, - не тяни же меня назад, блого я ушла от своих прежних взглядов.

- Хорошо, я исполню твое приказание… Боже мой, какой я был эгоист! Может быть я погубил одно из глубочайших и честнейших чувств, когда-либо существовавших между мужчиной и женщиной!..

Он подошел к кровати и сбросил с неё на пол свою подушку. Сусанна смотрела на него, и склонившись у изголовья, тихо плакала.

- Ты не понимаешь, что это дело моей совести, а вовсе не отвращение к тебе! проговорила она, рыдая. - Ну, прощай Джуд, прощай…

По её просьбе, он обнял ее и поцеловал её заплаканное лицо. И оба они молчали, пока она ни повторила: - Прощай! При этом она деликатно отклонилась и, чтобы смягчить горе разлуки, сказала: - Мы останемся такими-же хорошими друзьями, Джуд, не правда-ли? И по временам будем встречаться. Забудем все это, и постараемся быть такими, какими были давно, давно…

Джуд не промолвил ни слова. Он вышел и спустился с лестницы.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница