Автор: | Гёте И. В. |
Категория: | Трагедия |
Вторая часть
Акт третий
Внутренний двор замка, окруженный богатыми причудливыми строениями средневековья
Предводительница хора
Елена
Предводительница хора
Хор
Все, что объявляет хор, постепенно исполняется. После того как длинным шествием по лестнице спускаются пажи и оруженосцы, на верху ее показывается Фауст в одежде средневекового рыцаря и медленно, с достоинством сходит вниз.
Предводительница хора (внимательно его рассматривая)
Фауст (подводит с собой человека в оковах)
Елена
Башенный сторож Линкей[214]
Елена
Фауст
Линкей (с ящиком, во главе нескольких человек с такою же поклажею)
Фауст
Линкей
(Уходит.)
Елена (Фаусту)
Фауст
Елена
Фауст
Елена
Фауст
Елена
Фауст
Елена
Фауст
Елена
Хор
Елена
Фауст
Елена
Фауст
Форкиада (быстро входя)
Фауст
Сигналы, залпы с башен, трубы и рожки, боевая музыка, прохождение больших военных сил.
Фауст
(К военачальникам, которые отделяются от колонн и подходят к нему.)
Фауст сходит с трона, князья окружают его, чтобы подробнее выслушать приказы и распоряжения.
Хор
Фауст
(Садясь рядом с Еленой.)
Сцена совершенно меняется. Вдоль скалистого отвеса, изрытого пещерами, лепятся закрытые беседки. Перед ними в середине тенистая роща. Фауста и Елены не видно. Хор спит, разлегшись отдельными группами.
Форкиада
Хор
Форкиада
Хор
Форкиада
Хор
Форкиада
Антей
Хор
Из пещеры доносится мелодичная струнная музыка, к которой все прислушиваются, продолжающаяся с данной минуты вплоть до паузы, отмеченной ниже.
Форкиада
(Отходит к скале.)
Хор
Елена, Фауст и Эвфорион[216] в вышеописанном наряде.
Эвфорион
Елена
Фауст
Хор
Эвфорион
Фауст
Эвфорион
Елена
Хор
Елена и Фауст
Эвфорион
(Пробираясь среда хора и увлекая всех к танцу.)
Елена
Фауст
Эвфорион и хор, распевая и танцуя, движутся переплетающимися рядами.
Хор
Пауза.
Эвфорион
Хор
Эвфорион
Елена и Фауст
Хор (быстро входя поодиночке)
Эвфорион (внося на руках молодую девушку)
Девушка
(Воспламеняется и, взвившись ввысь, сгорает в воздухе.)
Эвфорион (отряхивая остатки пламени)
(Прыгая со скалы на скалу, подымается все выше.)
Эвфорион
Хор
Эвфорион
Хор
Эвфорион
Хор
Хор
Эвфорион
Елена и Фауст
Эвфорион
Елена, Фауст и хор
Эвфорион
Прежние
Эвфорион
Бросается в воздух. Одежды временно поддерживают его. Голова его сияет. За ним тянется светящийся след в воздухе.
Хор
Прекрасный юноша падает к ногам родителей. Лицо умершего напоминает другой знакомый образ. Все телесное вскоре исчезает. Ореол в виде кометы возносится к небу, на земле остаются лира, туника и плащ.
Елена и Фауст
(из-под земли)
Пауза.
Хор (похоронное пение)
Полная пауза. Музыка прекращается.
Елена
(Обнимает Фауста. Телесное исчезает, платье и покрывало остаются у Фауста в руках.)
Форкиада (Фаусту)
Одежды Елены превращаются в облака, окутывают Фауста, подымают его ввысь и уплывают с ним.
Форкиада (подбирает с земли платье, лиру и плащ Эвфориона, подходит к просцениуму, подымает вещи, оставшиеся после умершего, кверху и говорит)
(Садится на просцениуме у колонны.)
Панталида
Хор
Панталида
Хор
Часть хора
Другая часть хора
Третья часть хора
Четвертая часть хора
Занавес падает.Форкиада на просцениуме исполински выпрямляется, сходит с котурнов, снимает маску и покрывало и оказывается Мефистофелем, готовым, в случае надобности, объяснить пьесу в эпилоге.
Примечания
213
- / Рот наполнится прахом могильным. - Троянки подозревают, что эти юноши - только призраки, выведенные из Аида старухой Форкиадой; быть может, они также начинают догадываться, что и сами являются только выходцами из Аида.
214
Линкей. - Гете дает имя дозорному Фауста в честь кормчего корабля аргонавтов Линкея, обладавшего необыкновенной зоркостью. Линкей поражен любовью к Елене. Фауст сознательно ищет ее любви как одного из возможных разрешений своей тоски по «безусловному», по «вневременно ценному».
215
Пускай Коринфский перешеек / Германец валом обведет. - Фауст обращается последовательно к германцам, французам, саксам (англичанам) и норманнам; в феодальных княжествах, основанных в Греции рыцарями-крестоносцами, рыцарские поместья (сеньории) были распределены между представителями перечисленных народов.
216
Эвфорион - сын Фауста и Елены (по имени сына Елены и Ахилла; см. выше). Эпизод с Эвфорионом, раскрывающий весь смысл вплетенной в трагедию темы «Елены», истолкован в предисловии.
217
Это кончается / Новый Икар. - Икар, восковые крылья которого растаяли, когда он приблизился к солнцу, что повлекло за собой его падение в море и смерть, здесь упоминается троянками как прообраз Эвфориона, которого должна постигнуть та же трагическая участь.
218
- Асфодели - по поверью древних греков, единственные цветы, растущие в Аиде: асфоделями, широко распространенными в Южной Европе, древние греки украшали саркофаги, могилы и урны.