Тeмopa (Поэмы Оссиана). Предисловие

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Макферсон Д., год: 1822
Категории:Стихотворение в прозе, Поэма

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Тeмopa (Поэмы Оссиана). Предисловие (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

TEMOPA.

Поэма в восьми песнях.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Эта эпопея считалась краеугольным камнем Макферсоновского Оссиана; сам Макферсон перевел ее на латинский язык и у него найден гаэльский текст её, а седьмая песня, сколько мне помнится, признавалась подлинной даже многими врагами Макферсона. В действительности-же эта эпопея представляет свод, гораздо более сочиненный и искусственный, чем даже, например, "Фингал"... Содержание "Теморы" - борьба фениев против узурпатора престола Каирбара, убившого юного ирландского короля Кормака и захватившого власть в свои руки; все герои при этом умирают, сходят со сцены, как в каком-нибудь длинном романе. Масса преданий Кухулинова цикла сохранила нам известия о нападениях скандинавов, возстаниях соседних племен и междоусобиях ирландских триб в царствование юного Кормака, вероятно, действительно убитого одним из своих военачальников; но все это было гораздо ранее Финна и даже за сто лет, по крайней мере, до возникновения самих фениев. В этой-же эпопее, сведенной, может быть, самим Макферсоном, все это очень перепутано. В эпопее "Фингал", например, встречаемся с героями обоих ирландских циклов: древняго - Кухулина, и более нового, причем они все-таки сохраняют свои характерные черты (стр. 41), между тем как здесь сохранено полное единство действия, но и полное их обезличение: после смерти Кухулина владетель Аты в Каннауте, Каирпре или Каирбар, у5ивши Кормакя, сына Арто, делается королем Ирландии. Фингал идет против него, Каирпре убит, но его брат Катмор защищает Темору или Тару, резиденцию королей Ирландии, и теперь приходится бороться с ним. После поражения последняго, Фингал возводит на ирландский престол дядю убитого Кормака, Ферад-Арто, и возвращается в Морвен.

Стиль поэмы не имеет ничего особенного; эпитеты встречаются и гомеровские, и народные, и прямо сочиненные, притом иногда рядом; вставок с refrain почти нет, эпизодов тоже немного. Ландшафты, сравнения - все почти современного характера. Первая песня еще менее всего искусственна. Здесь описывается поединок Оскара и Каирбара (Оскура и Каирпре), сохраненный нам самыми древними ирландскими рукописями. Оба героя погибают, как и в древней песне, причем над Каирбаром не исполнены священные обряды. Во второй песне Катмор, брат Каирбара, является мстить за брата. Он встречается с Оссианом и просит его отдать последний долг Каирбару. Оссиан посылает барда Карриля на могилу убитого для исполнения обряда. В виде эпизода, вставлена сюда генеалогическая таблица рода Каирбара, объясняющая его узурпаторство.

Третья песня описывает начало военных действий, причем фениями командует Голь, знаменитый вождь преданий Кухулинова цикла, а их неприятелями - вместо Катмора - Фольдам. Голь ранен, Коннал, друг Кухулина, убит. В виде эпизода, рассказано о юношеском подвиге последняго, свидетельствовавшем его глубокую сыновнюю преданность. Здесь, как мы видим, опять все перепутано - и лица, и события.

Четвертая песня вся сочинена, вероятно, самим Макферсоном и ничем не связана с общим развитием эпопеи; в ней Фингал рассказывает свои первые походы в Ирландию, свою женитьбу и т. д. К Катмору собрались его вожди и появляется его невеста Сульмалла, переодетая воином, затем появляются разные духи убитых.

Пятая песня содержит продолжение описания битвы песни третьей и кончается решительной победой Фингала, который и на этот раз командует не сам, а поручает вести битву сыну своему Филану.

Оссиана. Катмор застает у трупа Филана его верную собаку, лежащую на его разбитом щите, и это зрелище его так трогает, что он приказывает кончить битву и предается лирическим размышлениям относительно судьбы воина.

она будит Катмора, умоляя его заключить мир с Фингалом. Но он бьет тревогу, собирает кругом себя вождей и до разсвета бард развлекает их рассказом о первых поселениях в Ирландии племени Бальги. Сульмалла удаляется в долину Лоны.

Восьмая песня заканчивает всю эпопею: Фингал посылает за Ферод-Арто, а сам спускается в долину к войску; он проходит мимо могилы Филана и застает около нея, на щите, его любимую собаку, это зрелище его трогает еще сильнее, он начинает битву, которая оканчивается полной победой Фингала, убившого в поединке Катмора. Война кончена. Является Ферод-Арто, которого Фингал сопровождает в Темору, и навсегда отказывается от военных подвигов, передав свое оружие Оссиану. Цель его достигнута: на древнем ирландском престоле возстановлена прежняя династия. Фингал желает остаток своих дней прожить в мире со всеми и возвращается в Сельму. Тень Катмора является Сульмалле в долине Лоны.

Теморой оканчивается Оссиан Макферсона, издания 1765 г., и это нормальный конец: почти все герои, имена которых прошли через все его поемы, здесь сходят со сцены, даже Фингал передает свое оружие Оссиану и отправляется в Сельму доживать свои старческие годы; на картине остается один Оссиан, по преданию, переживший всех своих современников, - Оссиан, слепой старик, бродящий с арфой по голым утесам своей родины, каким мы привыкли его знать с детства и каким остается он в нашем воображении после всех исследований этого вопроса.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница