К Тику

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Новалис
Категория:Стихотворение
Связанные авторы:Микушевич В. Б. (Переводчик текста), Тик Л. И. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

К ТИКУ[257]

Ребенок[258], радости не зная,
Заброшен в дальней стороне,
Отвергнув блеск чужого края,
Остался верен старине.
 
Он долго странствовал в смятенье,
Искал отчизну и семью;
В саду, в безлюдном запустенье
Нашел он ветхую скамью
 
И книгу, замкнутую златом[259],
Где тайнам не было числа,
И в сердце, чувствами богатом,
Весна незримо проросла.
 
Науку звезд, уроки злаков[260],
Мир неизвестный, мир - кристалл
Постиг читатель в царстве знаков
И на колени молча встал.
 
И в бедном платье, неприметный,
Возник среди высоких трав
Старик с улыбкою приветной,
Благочестивому представ.
 
Очам таинственно знакомы
По-детски ясные черты,
И ветерок среди истомы
 
Скитанью долгому в разлуке
Дух книги положил конец;
Ребенок сжал в молитве руки:
Он дома, перед ним отец.
 
«Ты на моей стоишь могиле, -
Нарушил голос тишину. -
И ты, моей причастный силе,
Постигнешь Божью глубину.
 
Утешен книгою небесной,
Прозрел я в бедности моей;
Подросток, на горе отвесной[261]
Я видел душу всех вещей.
 
Явил мне таинства рассвета
Тот, Кто вселенную творит;
Ковчег Новейшего Завета[262]
Передо мною был открыт.
 
Я вверил буквам дар чудесный,
Таинственный завет храня;
Я умер, бедный и безвестный,
Господь к Себе призвал меня.
 
Века прервет одно мгновенье,
С великой тайны снят запрет;[263]
Здесь в этой книге откровенье:
В ней прорывается рассвет.
 
Стань провозвестником денницы[264],
И наподобие цевницы
В себя мой чистый дух прими.
 
Будь верен книге! Бог с тобою!
Росой глаза себе промой.
Омытый глубью голубою,
Прославишь прах забытый мой.
 
Тысячелетнюю державу[265],
Как Яков Бёме, возвести,
И сам, прославленный по праву,
С ним снова встретишься в пути.

Примечания

Стихотворение написано в начале 1800 г. и посвящено знакомству с творчеством Якоба Бёме, которого Новалис узнал, по собственному признанию, благодаря Тику.

257

Тик Людвиг (1773-1953) - см. коммент. к разделу «Людвиг Тик о продолжении романа».

258

Ребенок. - См. примеч. 6 к гл. 1 «Учеников в Саисе».

259

...книгу, замкнутую златом... -

260

...Науку звезд, уроки злаков... - Якоб Бёме в своих писаниях широко использовал натурфилософские сведения и символы из мистических книг и народных поверий.

261

...Подросток, на горе отвесной... - Биограф Якоба Бёме, Абрахам фон Франкенберг, рассказывает такой случай, ссылаясь на воспоминания самого Якоба Бёме. Однажды в полдень крестьянский сын, подросток Якоб Бёме отстал от своих сверстников и поднялся на гору, известную под названием Ландес-Кроне (это название можно перевести как «Венец местности»). На самой вершине мальчику открылся ход, ведущий в глубь горы, и, недолго думая, Якоб отправился в недра. Там ему вскоре попался большой короб, наполненный золотом, однако мальчика охватил страх, и, не притронувшись к золоту, он выбежал на свет. Франкенберг истолковывает эту историю аллегорически. Ход в глубины горы, по его мнению, предвещал для отрока Якоба Бёме духовный ход в сокровищницу Божественной и природной мудрости со всеми тайнами: «Я видел душу всех вещей».

262

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), немецкий поэт, историк искусств, религиозный философ в своем «Воспитании рода человеческого» (1780), ссылался на иных мечтателей XIII-XIV вв., «уловивших луч вечного Евангелия». Среди них Лессинг выделял калабрийского аббата Иоахима Флорского. Аллегорически истолковывая Ветхий и Новый Заветы, Иоахим пришел к выводу, что Новый Завет не является окончательным, он лишь предвещает Завет Новейший, Завет Любви. Не исключено влияние Иоахима Флорского на Якоба Бёме.

263

...С великой тайны снят запрет... «Великая Тайна» («Mysterium Magnum») - книга Якоба Бёме (1623).

264

Стань провозвестником денницы... «Аврора, или Утренняя заря на восходе» - известнейшая книга Якоба Бёме (1612) (в переводе «денница» в значении «заря»).

265

Тысячелетнюю державу... - Тысячелетнее царствование Христа предсказано в Апокалипсисе (Откр. 20: 4). Новалис видел в тысячелетнем царстве восстановление христианской монархии и возвращение Золотого века.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница