Испанские братья.
Часть первая.
XIII. Монахи Сан-Изодро.
(Старая орфография)

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Алкок Д., год: 1870
Категории:Повесть, Историческое произведение

Текст в старой орфографии, автоматический перевод текста в новую орфографию можно прочитать по ссылке: Испанские братья. Часть первая. XIII. Монахи Сан-Изодро.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XIII. 

Монахи Санъ-Изодро.

Одна изъ трудностей нашей земной жизни заключается въ томъ, что размышленiе не всегда предшествуетъ нашимъ действiямъ. Мысль и действiе всегда идутъ рядомъ; это ужасная необходимость, представляется особенно тяжелой, когда въ насъ происходитъ какой нибудь внутреннiй переворотъ.

Человекъ наконецъ убеждается, что путеводная звезда, за которой онъ следовалъ,-- ложный путеводитель и что его корабль долженъ неминуемо погибнуть, если онъ будетъ продолжать следовать ей. Онъ долженъ тотчасъ-же найти другое путеводное светило и въ то же время рука его ни на минуту не должна повидать руля, иначе порывъ обстоятельствъ занесетъ его утлое судно, куда онъ и не думаетъ. Это обстоятельство лежитъ въ основанiи техъ непоследовательностей, за которыя такъ часто упрекаютъ реформаторовъ.

Хотя не въ той мере, какъ многiе изъ его братьевъ по вере, но Карлосу часто приходилось чувствовать это затрудненiе. Его дядя постоянно уговаривалъ его скорее принять священство, чтобы не упустить выгоднаго назначенiя; но съ каждымъ днемъ возрастали его сомненiя,-- можетъ ли онъ воспольдоваться такимъ назначенiемъ и даже въ состоянiи ли теперь сделаться священникомъ.

Въ перiодъ такихъ колебанiй и неизвестности, одинъ изъ его новыхъ друзей, фра-Кассiодоро, красноречивый Іеромитскiй монахъ, бывшiй помощникомъ фра-Константино, однажды сказалъ ему;

- Если вы намерены посвятить свою жизнь религiи, сеньоръ донъ Карлосъ, то белая туника и коричневая ряса ордена Іеромитовъ подойдетъ вамъ лучше другихъ.

Карлосъ сталъ обдумывать эти слова; и вскоре после того объявилъ свеимъ родственникамъ о своемъ намеренiи на несколько времени уединиться въ Іеромитскомъ монастыре Санъ Изодро дель-Кампо, находившемся въ двухъ миляхъ отъ Ceвильи. Его дядя одобрилъ это намеренiе, видя въ немъ приготовленiе въ постриженiю въ монахи.

- Еще пожалуй въ конце концовъ окажется, племянникъ, что ты умнее всехъ насъ,-- сказалъ онъ.-- Въ погоне на богатствомъ и почестями, въ наше время, монахи побиваютъ белое духовенство. И во всей Испанiи нетъ более почитаемаго святого, какъ Санъ-Іеронимо. Ты знаешь поговорку:

"Графъ, желающiй сделаться герцогомъ,

Долженъ ехать въ Гвадалупу и петь въ хоре монаховъ".

Присутствовавшiй при этомъ разговоре, Гонзальво поднялъ глаза отъ книги и сказалъ желчно:

- Кто въ продолженiе трехъ месяцевъ три раза меняетъ свое решенiе, тотъ никогда не будетъ герцогомъ.

- Но я изменилъ его только разъ,-- отвечалъ Карлосъ.

- Сколько мне известно, ты ни разу не иэменилъ его,-- возразилъ донъ Мануэль. - Желалъ бы я, чтобы и твои намеренiя, Гонзальво, сложились въ томъ же направленiи.

- О да, конечно! Хромые и слепые самая подходящая жертва. Небо можетъ удовольствоваться калекой, котораго отвергаетъ светъ.

- Замолчи, непокорный сынъ! - воскликнулъ отецъ, потерявшiй наконецъ терпенiе отъ постоянныхъ грубыхъ выходокъ Гонзальво. - Неужто мало того, что ты являешься для семьи безполезнымъ бременемъ, но еще я долженъ выносить твой злостный нравъ. Ты всегда противуречишь мне, когда я указываю тебе единственный открытый для тебя путь, на которомъ ты можешь достигнуть благоденствiя и поддержать достоинство твоей семьи.

Тутъ Карлосъ, щадя чувства Гонзальво, вышелъ изъ комнаты; но препирательства между отцомъ и сыномъ продолжались еще долго после его ухода.

На следующiй день, донъ Карлосъ поехалъ уединенной тропой въ величественному, увенчанному башнями монастырю Санъ-Изодро. Среди новыхъ интересовъ, наполнявшихъ теперь его жизнь, молодой кастильскiй дворянинъ съ некоторою гордостью вспомнилъ, что зданiе это двести летъ тому назадъ было воздвигнуто темъ самымъ Алонзо Гузманъ, прозваннымъ Добрымъ, который предпочелъ скорее пожертвовать подъ стенами Тарифи жизнью своего сына, чемъ сдать городъ маврамъ.

Прежде чемъ покинуть Севилью, онъ оставилъ экземпляръ "Свода христiанскаго ученiя" фра-Константино между страницъ любимаго Гонзальво - Лопе-де-Вега. Онъ ранее познакомилъ своихъ родственниковъ съ некоторыми изъ его маленькихъ трактатовъ, которые заключали въ себе множество евангельскихъ истинъ, изложенныхъ съ такою осторожностью, что оне не только ускользнули отъ цензуры, но книжки эти даже удостоились одобренiя святой инквизицiи. Онъ также убедилъ ихъ иногда присутствовать вместе съ нимъ на проповедяхъ въ соборе. Дальше этого онъ считалъ неудобнымъ идти, и вообще старался избегать разговоровъ съ Долоресъ.

Монахи Санъ-Изодро встретили его съ тою любовью, которая устанавливается между людьми одного верованiя, особенно если они окружены врагами. Они знали, что онъ уже одинъ изъ посвященныхъ и постоянный членъ паствы Лозада. Благодаря этому, а также горячимъ рекомендацiямъ фра-Кассiодоро, они отнеслись къ нему съ величайшимъ доверiемъ и скоро сделали его участникомъ всехъ своихъ тайнъ и затрудненiй.

Къ своему удивленiю онъ очутился въ среде протестантскаго братства, сохранявшаго только для видимости все обрядности церкви и ихъ ордена.

- Я здесь немного более года и только что вышелъ изъ послушничества,-- сказалъ молодой человекъ, бывшiй его ровесникомъ;-- но когда я въ первый разъ явился сюда, отцы уже тщательно поучали молодыхъ изъ Священнаго Писанiя и внушали имъ, что суть веры не заключается въ соблюденiи однехъ наружныхъ обрядностей. Мне также приходилось слышать, какимъ образомъ они дошли до того, что усвоили себе эти взгляды.

- Кто былъ ихъ учителемъ? фра-Кассiодоро?

- Въ последнее время; но не съ начала. Первыя семена истины были посеяны здесь д-ромъ Бланко.

- Кого вы подразумеваете? Мы въ городе зовемъ д-ромъ Бланко (белымъ докторомъ), за его седины, старика, действительно принадлежащаго къ вашему святому ордену, но который представляется горячимъ ревнителемъ старой веры. Онъ другъ и поверенный инквизиторовъ и кажется одинъ изъ Квалификаторов-ъ ереси {Такъ назывался ученый богословъ, назначаемый въ помощь себе инквизиторами для определенiя, на сколько сомнительныя места въ богословскихъ сочиненiяхъ приближались къ ереси. }. Я говорю о д-ре Taprile Apies.

- Онъ самый. Вы удивлены сеньоръ; но это правда. Старейшiе изъ братьевъ разсказываютъ, что когда онъ появился въ монастыре, все они были невежественны и преданы суеверiю. Они только машинально шептали молитвы и клали поклоны. Но белый докторъ сказалъ имъ, что это ни къ чему не поведетъ, если сердца ихъ не преданы Богу и они не поклоняются Ему въ духе и истине. Они слушали его, убедились и стали пристально изучать Священное Писанiе и искать познанiе вновь открытаго имъ.

- Я пораженъ известiемъ, что такое ученiе исходило изъ устъ Taprile Apies.

- Братья еще более того были поражены его дальнейшимъ поведенiемъ,-- отвечалъ фра-Фернандо.-- Только что они приняли къ сердцу истинное ученiе и старались следовать ему, когда учитель внезапно переменилъ тонъ и стремился возсоздать то, что онъ прежде разрушалъ. Когда наступилъ постъ, онъ только и говорилъ о покаянiи и умерщвленiи плоти. Онъ требовалъ чтобы братья преклонялись на голомъ полу, носили вериги и власяницы. Они не могли разобраться въ этихъ противуречивыхъ ученiяхъ. Некоторые следовали имъ, другiе держались более простой веры, которую полюбили, или старались соединить вместе и то и другое. Смятенiе въ монастыре било страшное и некоторые изъ братiи, совсемъ сбитые съ толку, покинули его. Но наконецъ Богъ вложилъ въ ихъ сердце обратиться къ д-ру Эгидiю. Вы конечно знакомы съ его исторiей, сеньоръ?

- Не настолько, какъ бы желалъ. Но пока оставимъ это. Что же д-ръ Эгидiй укрепилъ ихъ въ новой вере?

- Да, сеньоръ; и онъ разными путями раскрылъ передъ ними истину.

- А это загадочный человекъ, д-ръ Бланко?

Фра-Фернандо покачалъ своею головою.

- Я не знаю, переменилъ ли онъ свои мненiя или чувство страха заставило его скрывать ихъ. Я не берусь судить объ этомъ.

- Верно,-- сказалъ Карлосъ.-- Не намъ, которые еще не знали испытанiй, судить о техъ, которые пали подъ бременемъ ихъ. Но это должно быть ужасно, фра-Фернандо.

- Какъ случилось и съ самимъ добрымъ докторомъ Эгидiемъ. О, сеньоръ, если бы вы могли видеть его, когда онъ вышелъ изъ тюрьмы! Голова опущена, волосы совсемъ белые; говорившiе съ нимъ передаютъ, что сердце его было совсемъ разбито. Но все же ему оставалось утешенiе и онъ могъ благодарить Бога, когда увиделъ, по выходе изъ тюрьмы, что истинное ученiе распространилось въ Севилье и Вальядолиде, особенно же здесь между братьями. Его посещенiе пастыря было неоцененнымъ даромъ для насъ. Но самый драгоценный даръ,-- это когда мы получили Слово Божiе на родномъ языке, доставленное намъ несколько месяцевъ тому назадъ.

Карлосъ въ волненiи посмотрелъ на него.

- Мне кажется я знаю, чья рука доставила его вамъ.

- Врядъ ли вы могли не знать этого, сеньоръ. Конечно вы слышали о Юлiане эль-Чико.

Лицо Карлоса вспыхнуло, въ то время, какъ онъ отвечалъ:

- Я вечно буду благодарить Бога, что я не только слышалъ объ немъ, но виделъ его самого. Отъ него-то я и получилъ эту книгу,-- и онъ вынулъ свой Новый Заветъ.

- Мы также должны благодарить его. Мы хотимъ, чтобы черезъ наши руки она дошла и до другихъ. Мы не только сами читаемъ ее, но стараемся распростравить ее какъ можно дальше.

- Странно,-- такъ мало знать о человеке и въ то же время быть столькимъ обязаннымъ ему. Не можете ли вы сообщить мне подробнее о Юлiано, имя котораго я каждый день повторяю въ своихъ молитвахъ?

Заветъ и напечаталъ. Юлiано помогалъ ему набирать. После того, по своей доброй воле, онъ взялъ на себя доставлять его въ нашу страну. Вы знаете, какое это опасное дело, потому что и за портами, и за Пиринейскими проходами тщательно следили эмиссары ивквизицiи. Юлiано избралъ путь черезъ горы, надеясь пробраться черезъ хорошо знакомые ему проходы. Благодаренiе Богу, въ начале прошлаго года, ему удалось благополучно добраться сюда.

- Нетъ. Можетъ быть онъ где нибудь и близко отсюда исполняетъ свою святую миссiю, распространяя светъ среди тьмы.

- Чего бы я не далъ, чтобы еще разъ увидеть его, сжать его руку и благодарить его за то, что онъ сделалъ для меня.

- А, вотъ и колоколъ къ вечерне. Вы знаете, сеньоръ, что сегодня Фра-Кристобаль будетъ читать толкованiе Посланiя въ евреямъ. Вотъ почему я люблю вторникъ больше всехъ другихъ дней въ неделе.

въ греческомъ языке, которымъ ему пришлось мало заниматься въ Алкале. Онъ извлекъ много пользы изъ его уроковъ и старался отплатить за это, обучая латинскому языку послушниковъ, въ чемъ онъ имелъ большой успехъ благодаря своему основательному знакомству съ предметомъ.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница