Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга III.
Глава XIII. О том, как Пантагрюэль советует Панургу предугадывать счастие и несчастия своего брака по снам.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга III. Глава XIII. О том, как Пантагрюэль советует Панургу предугадывать счастие и несчастия своего брака по снам. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XIII.

О том, как Пантагрюэль советует Панургу предугадывать счастие и несчастия своего брака по снам.

- Ну вот, так как мы не согласны в истолковании Виргилиевых оракулов, то изберем другой способ гадания.

- Какой же? - спросил Панург.

- Добрый способ, - отвечал Пантагрюэль, - древний и достоверный, а именно: посредством снов. При известных условиях, описанных Гиппократом в Lib. perienypnion Платоном, Плотином, Ямблихом, Синезиусом, Аристотелем, Ксенофонтом, Галиеном, Плутархом, Артемидором Далданием, Герофилом и другими, душа часто предвидит грядущия события. Нет нужды пространно доказывать это. Пример из повседневной жизни пояснит вам это: когда дети чисто вымыты, сыто накормлены и вдоволь насосались молока и крепко уснули, кормилицы уходят отдохнуть на свободе и заниматься, чем им угодно, так как присутствие их у колыбели кажется безполезным. Таким же точно образом и душа наша, когда тело спит, пищеварение совершается, и ему ничего не нужно до пробуждения, отлетает на небо, свою отчизну. Там она участвует в высшей жизни, как и подобает ей в силу её первоначального и божественного происхождения; она созерцает бесконечные сферы, в которых ничего не наступает, ничто не проходит, ничто не гибнет, все времена настоящия; отмечает не только все то, что прошло в низших сферах, но и грядущее и приносит это телу и, путем его чувств и органов, доводит, до сведения друзей и становится предсказательницей и пророчицей. Правда, она не передает их с такою точностью, как видела, принимая во внимание несовершенство и слабость телесных чувств, подобно тому как луна, получая от солнца свой свет, не.передает нам его таким ясным, чистым, таким сильным и ярким, как его получила. Поэтому необходимы для истолкования сонных видений искусные, мудрые, ловкие, опытные, разумные и совершенные Онирокриты и Онирополы {Истолкователи снов.}, как их называли греки. Вот почему Гераклит говорил, что сны ничего не открывают нам и ничего от нас не скрывают, а только посылаются нам, как указание на вещи грядущия и чужое счастие и несчастие. Священное писание это свидетельствует, светские писатели уверяют в том, передавая нам тысячи случаев, когда сны оправдались как на особе того, кто видел сон, так и на посторонних. Только обитатели Атлантических островов и острова Фазоса, одного из Циклад лишены этого удобства, потому что в тех странах никто не видит снов. То же самое было с Клеоном из Давлии, с Фразимедом и в наше время с ученым Виллановой, французом, которым никогда ничего не снилось. Итак завтра, в тот час, как Аврора с розовыми перстами разгонит ночные тени, постарайтесь, чтобы вам привиделся основательный сон. Для этого отриньте всякия людския чувства, любовь, как и ненависть, надежду и страх. Подобно тому, как некогда великий прорицатель Протей не мог предсказывать грядущого, будучи превращен в огонь, воду, тигра, дракона и другие странные образы, а предсказывал только тогда, когда к нему возвращалась его собственная форма, - так и человек не может получить божественного дара прорицания, если божественная в нем часть, а именно: νοῦς и mens, не будет спокойна, миролюбива, свободна и не развлечена страстями и внешними чувствами.

такия же пустые бредни, как пуст мой желудок.

- Не ужинать вовсе, - отвечал Пантагрюэль, - было бы лучше, в виду твоей дородности и привычки. Амфиарус, древний прорицатель, требовал, чтобы те, кто через него во сне получали оракулы, целый день перед тем не вкушали нищи и три дня не пили вина. Мы не станем прибегать к такой крайней и строгой диэте. Хотя я думаю, что человек, объедающийся мясом и невоздержный, с трудом проникается духовными вещами, но не разделяю также мнения тех, кто думает, что продолжительный и упорный пост помогает дойти до созерцания божественных вещей. Припомните то, что нам часто говорил блаженной памяти отец мой, Гаргантюа, о писаниях отшельников-постников, которые так же безцветны, плохи и худы, как худы были их тела. И действительно трудно, чтобы ум был здрав и ясен, когда тело истощено! Ведь недаром же философы и медики утверждают, что жизненная сила рождается и поддерживается артериальной кровью, которая превосходно очищается в чудесной сетке, лежащей под полостями мозга. Хорошим примером служит нам один философ, который воображал, что в уединении и вне толпы ему легче будет мыслить, созерцать, разсуждать и сочинять, но скоро убедился, что лай собак, вой волков, рыкание львов, ржание лошадей, рев слонов, шипение змей, крик ослов, трещание стрекоз, воркование голубок мешает ему сильнее, чем если бы он находился на ярмарке в Фонтенэ или Ниоре, потому что он слушал все это на голодный желудок. В борьбе с голодом желудок у него громко вопил, в глазах темнело, вены высасывали собственное вещество из мясистых частей и растраивали причудливый дух, который не заботится о сохранении своего питомца и естественного хозяина, то есть тела, которое, как птица, сидящая на руке, не может подняться в воздухе, хотя бы и хотела, если ее притягивает вниз ремень, на котором она привязана. И тут кстати я сошлюсь на авторитет Гомера, отца всякой философии, который сказал, что греки прекратили свой плач о Патрокле, великом друге Ахилла, не прежде того, как голод их пронял и брюхо заявило, что у него не стало больше слез. Тело, истощенное продолжительным голодом, не выделяло больше слез: и не могло плакать. Средина во всех случаях похвальна и любезна, и её следует придерживаться и в данном случае. За ужином не ешьте ни бобов, ни зайца, ни другого мяса, ни полипов, ни капусты и вообще никакого кушанья, которое могло бы смутить и разстроить ваши жизненные силы. Ибо, подобно тому, как зеркало не может отражать предметы, если его поверхность затуманена дыханием или мглой, - так и дух не воспринимает разоблачаемых во сне вещей, если тело обезпокоено и разстроено испарениями принятой пищи, вследствие симпатии, какою они оба неразрывно связаны. Итак вы скушаете несколько хороших груш икрустумийских {Крустумий прославлялся Виргилием за его груши.} яблок и бергамот, яблок-ранет, несколько турских слив, несколько вишен из моего фруктового сада. И не знаю, почему бы вам бояться, что сны ваши станут от того неверными, вздорными или подозрительными, как это утверждали некоторые перипатетики относительно осенних снов, объясняя это тем, что осенью люди больше, нежели во всякое другое время года, едят плодов. А древние пророки и поэты мистически объясняют нам это тем, что пустые и обманчивые сны падают на землю и лежат на ней под прикрытием палых листьев, от того, что осенью листья падают с дерев. Потому что естественное брожение, которым богаты свежие плоды и которое легко испаряется из животных частиц, как это мы видим в виноградном сусле, давно уже прекратилось и заглохло. И вы напьетесь воды из моего прекрасного фонтана.

- Это условие мне тяжеленько, - сказал Панург. Со всем тем я согласен. Куда ни шло! Но с условием, что завтра рано поутру позавтракаю, тотчас после того, как окончатся мои сновидения. В конце концов я ставлю себя под покровительство двух ворот Гомера, и да будут ко мне милостивы Морфей, Ицелон, Фантазий 'и Фабетор. В случае они помогут мне, я сооружу им веселый жертвенник из пуху.

- Хорошо ли будет, если я положу под подушку несколько лавровых веток?

левое плечо крокодила и хамелеона, не в обиду чести старого Демокрита будь сказано. И про камень Бактриан, называемый Евие-тридом. И про рог Аммона. Так называли эфиопы драгоценный камень золотого цвета и формы бараньяго рога, как рог Юпитера Аммонского. Они утверждали, что сны тех, кто носит этот камень, так же верны и сбываются как божественные оракулы. Кстати припомним, что пишут Гомер и Виргилий про двое ворот, через которые проходят сновидения, и о которых вы только-что поминали. Одни - из слоновой кости, через которые проходят сновидения смутные, вздорные и неверные, так как сквозь слоновую кость, как бы она ни была тонка, ничего нельзя видеть, и её плотность и непрозрачность мешает проникать силе зрения и не пропускает видимых вещей. Другия - роговые и через них проходят верные, истинные и необманчивые сновидения, так как через рог, благодаря его прозрачности, все ясно видно.

- Этим вы наверное хотите сказать, - заметил брат Жан, - что сновидения плутов-рогоносцев, каким будет с Божиею помощью и помощью жены Панург, всегда бывают верны и необманчивы.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница