Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга III.
Глава XXXI. О том, какие советы дает Панургу врач Рондибилис.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга III. Глава XXXI. О том, какие советы дает Панургу врач Рондибилис. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XXXI.

О том, какие советы дает Панургу врач Рондибилис.

Панург сказал дальше:

- Первое слово, какое произнес тот, кто кастрировал монахов в Солиньяке, было, когда он кастрировал Кольдореля: "Очередь за другими." И я также скажу: "Очередь за другими." Скажите поскорее, метр Рондибилис: должен я жениться или нет?

- Клянусь иноходью моего мула, - отвечал Рондибилис, - я не знаю, что вам отвечать на этот затруднительный вопрос. Вы говорите, что ощущаете позывы чувственности. Я знаю, что, по взглядам платоников, которые заимствовал наш медицинский факультет, плотские порывы обуздываются пятью средствами. Вопервых, вином.

- Я pазyмею, когда вина выпито неумеренно, - продолжал Рондибилис, так как неумеренное употребление вина производит в человеческом теле охлаждение крови, напряжение нервов, истощение генеративных сил, притупление чувств и неспособность к движению. А это все вещи, противные генеративному акту. И действительно, мы видим, что Бахуса, бога пьяниц, изображают без бороды и в женском платье, изнеженным, как евнух. Но другое дело - умеренное потребление вина. Древняя поговорка показывает нам это, так как говорит, что Венера скучает без общества Бахуса и Цереры. А из рассказа Диодора Сицилийского мы видим, что, по мнению древних (и это подтверждается Павзанием), Приап был сыном Бахуса и Венеры. Во-вторых, посредством некоторых трав и лекарств, которые делают человека холодным и безсильным. Так, опыт учит нас, Hymphaeaheracnia, Salix amerina, конопляное семя, тамаринд, мандрагора, бегемотова кожа и другия, принятые внутрь, как по своим элементарным свойствам, так и по специфической силе, ослабляют и убивают генеративную силу, затрудняют её доступ в определенные для этого природою места и преграждают все ходы и выходы, которыми она могла бы выдти из тела; равно как, наоборот, мы знаем, что другия разгорячают, возбуждают и способствуют к генерическому акту.

- Я в них, слава Богу, не нуждаюсь, - сказал Панург, - а вы, учитель? Не в обиду вам будь сказано, так как я не желаю оскорблять вас.

- В-третьих, - продолжал Рондибилис, - посредством неустанной работы, так как она производит такое великое утомление в теле, что кровь, которая распределяется по всему телу, чтобы питать все его члены, не имеет ни времени, ни досуга, ни способности вырабатывать семя. Природа стоит на том, что прежде Всего заботится о сохранении индивида, а не о распложении и размножении челоловеческого рода. Таким образом, Диана, занятая непрерывной охотой, считается целомудренной. Так, в прежнее время военные лагери назывались castra оттого, что воины и атлеты должны были непрестанно работать и трудиться. Так Гиппократ (в Lib. De aere, aqna et locis) сообщает о некоторых народах в Скнеии, которые в его время были безсильнее евнухов в деле любви оттого, что проводили все время на коне и в труде. Точно так же философы, наоборот, называли праздность матерью похоти. Когда спрашивали у Овидия - по какой причине Эгист нарушил супружескую верность, - он отвечал, что не. по чему иному, как потому, что был праздным. И если бы удалили праздность из мира, то скоро погибли бы стрелы Купидона. Его лук, колчан и стрелы стали бы для него безполезным бременем, потому что он никого бы не задевал, так как он вовсе не такой искусный стрелок, чтобы попасть в журавля, летящого высоко в небе, или (как это делали парфяне) в оленя на полном бегу, и, следовательно, в людей деятельных и трудящихся, не покладая рук. Для этого они должны сидеть смирно или лежать праздно, ничего не делая! На вопрос - какого рода существа или предметы - боги любви, - Теофраст отвечал: "То страсти праздных умов. Точно так думал и Диоген, что сладострастие есть занятие таких людей, которые вообще ничего не делают, а Канах, скульптор из Сидона, изобразил Венеру (в противность всем своим предшественникам) в сидячем положении, чтобы этим показать, что леность, праздность и тунеядство содействуют сладострастию.

- В четвертых, посредством ревностного занятия науками, при чем жизненные силы невероятно разбрасываются, а через это ослабевают и теряют способность вырабатывать соки, необходимые для продолжения рода человеческого. Чтобы убедиться, что это действительно так, поглядите на человека, углубленного в занятия, и вы увидите, что все артерии его мозга напряжены точно тетива на луке, чтобы доставить необходимую пищу разуму, воображению, вниманию, разсудку, памяти. У такого человека вы видите, что все внешния чувства заглушены, все естественные отправления нарушены, так что вы его почти не считаете живым и соглашаетесь с Сократом, который сказал, что философия есть не что иное, как размышление о смерти. Затем и Демокрит ослепил себя, потому что считал потерю зрения меньшим злом, нежели помеху своим умозрениям, причиняемую обманами зрения. Оттого-то и Паллада, богиня мудрости, покровительница ученых, считается девственницей. От того самого и Музы-девы, и Хариты тоже пребывают в вечном девстве. И мне припоминается, что я читал {У Лукиана во втором разговоре Венеры с Амуром.}, как ответил Купидон своей матери на её неоднократный вопрос. Почему он оставляет в покое Муз? - потому что он находит их слишком прекрасными, слишком привлекательными, честными, целомудренными и... постоянно занятыми! Одна созерцает светила небесные, другая занимается математическими выкладками, третья измерением геометрических тел, четвертая занимается риторикой, пятая - поэзией, шестая - музыкой, так что, подходя к ним, он снимает тетиву со своего лука, опрокидывает колчан и тушит факел, от стыда и боязни обидеть их. Затем снимает повязку с глаз, чтобы лучше разглядеть их лицо и послушать их прекрасное пение и поэтическия оды. Это доставляет ему величайшее удовольствие в свете. Так что порою он так восторгается их красотою и прелестью, что засыпает под музыку. И поэтому он ничуть не желает задеть их или отвлечь от их занятий. И в этом отношении я понимаю то, что писал Гиппократ в вышеназванном сочинении о скифах, а также в книге, озаглавленной De geniture, он говорит, что все, кому перережут околоушные артерии, становятся безсильными; он утверждает также, что мозг головной и спинной играют большую роль в генеративном акте.... В-пятых, посредством этого самого акта...

- Это как раз то самое, что настоятель монастыря св. Виктора, близ Марселя, называет убиением плоти, - заметил брат Жан. И я того же мнения и согласен с пустынником св. Радегонды, жившим недалеко от Шинона, что пустынники, жившие в Фиваиде, не могли бы успешнее убивать плоть, обуздывать похотливую чувственность и побеждать бунт страстей, как прибегая к этому средству раз двадцать пять или тридцать в день.

то они произведут на свет детей, достойных какой-нибудь заморской монархии. И чем скорее он женится, тем лучше, если он хочет видеть детей своих поставленными на ноги.

- Господин учитель, - отвечал Панург, - я это сделаю, не сомневайтесь, и очень скоро. Пока вы говорили, я чувствовал, как у меня аппетит разыгрался. Прошу вас пожаловать на свадебный пир. Он будет на славу, обещаю вам. И приведите с собою жену, если вам угодно, и всех её соседок, разумеется. И честным пирком, да за свадебку!



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница