Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга IV.
Глава XLVIII. О том, как Пантагрюэль сошел на остров Папиманов.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга IV. Глава XLVIII. О том, как Пантагрюэль сошел на остров Папиманов. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XLVIII.

О том, как Пантагрюэль сошел на остров Папиманов.

Покинув разоренный остров Папафигов, мы поплыли дальше в ясную и веселую погоду, и нашим взорам представился блаженный остров Папиманов. Только-что успели мы бросить якорь, как к нам подплыла лодка, в которой находились четыре человека в разном одеянии. Один был в образе монаха, в грязной рясе и сапогах. Другой сокольничим с приманкой и в перчатках. Третий - стряпчим с большим мешком, битком набитым судебными повестками, ябедническими изветами и отсрочками. Четвертый - Орлеанским виноградарем в славных полотняных штиблетах, с корзинкой и серпом у кушака. Немедленно после того, как они подплыли к нашему кораблю, они, все вчетвером вскричали громким голосом:

- Видели ли вы его, пассажиры? Видели ли вы его?

- Кого? - спросил Пантагрюэль.

- Того самого, - отвечали они.

- Кто он такой? - спросил брат Жан. Смертью вот клянусь, я его укокошу, - думая, что они ищут какого-нибудь вора, убийцу или святотатца.

- Как? - отвечали они. Вы, пилигримы, не знаете единого?

- Господа, - сказал Эпистемоне, - мы не понимаем друг друга. Но объясните нам, будьте милостивы, кого вы разумеете, и мы скажем вам правду, без утайки.

- Это тот, - отвечали они, - кто есть. Видали вы его когда-нибудь?

- По нашему богословскому учению, - отвечал Пантагрюэль, - Тот, Кто есть, это Бог. И такими словами Он объявил о Себе Моисею. И конечно мы Его не видели, ибо Он невидим для глаз смертных.

- Мы не говорим - сказали они - про Того высокого Бога, Который правит на небесах. Мы говорим про земного бога. Видали ли вы его когда?

- Честью заверяю, они разумеют папу, - сказал Карпалим.

- Да, да, - отвечал Панург, - да, господа, я видел целых трех, но пользы мне от того было мало.

- Как? - сказали они. В наших святых Декреталиях поется, что папа бывает только один в живых.

- Я хочу сказать, - отвечал Панург, - что видел троих последовательно, а за раз видал только одного.

- О, люди, трижды и четырежды счастливые! - сказали они. Добро и более нежели добро пожаловать!

И тут они опустились перед нами на колени и стали целовать наши ноги, чего мы не хотели им дозволить, убеждая их, чтобы если бы сам папа, паче чаяния, явился перед ними самолично, то они не могли бы оказать ему больше почета.

- Нет, оказали бы, - отвечали они. У нас это решено. Мы бы поцеловали. у него зад и другие органы, потому что они у него есть, у святого отца; мы это знаем из наших Декреталий; иначе он бы не был папою.

Между тем Пантагрюэль спросил у одного юнги на их судне, кто такие эти господа. Тот отвечал, что представители четырех Штатов острова и прибавил, что нас хорошо и угостят, потому что мы видели папу.

Когда он сообщил это Панургу, тот шепнул ему на ухо: "Ей богу, это так. Все приходит во время к тому, кто умеет ждать. Лицезрение папы никогда нам не приносило никакой пользы, а теперь, чорт возьми, оно будет нам полезно, как я вижу."

"Они видели его, они видели его, онй видели его!" При этом объявлении весь народ преклонил перед нами колени и, поднимая к небу сложенные руки, кричал: "О, счастливые люди! О, блаженные люди!" И эти крики длились слишком четверть часа. Затем прибежал школьный учитель со всеми своими педагогами, тарабарской грамотой и школьниками, которых здорово секли, как у нас секут маленьких детей, когда вешают какого-нибудь злодея, чтобы они о том помнили. Пантагрюэль разсердился и сказал им:--

- Господа, если вы не перестанете сечь этих ребят, я вернусь к себе.

"Клянусь Экстравагантами {Экстраваганты, Клементины, Сексты (о которых упоминается дальше) суть известные части папских Декреталий, над которыми смеется Раблэ. Декреталиями называются папския постановления касательно церковной администрации и дисциплины. До Бонифация VIII было только пять Декреталий. Этот папа прибавил шестую (sixte), которая сама по себе составила очень толстый том. Клементины это Декреталии Климента V. Экстравагантами назывались папския постановления помимо (extra) Corpus juria canonici. Власть пап значительно усиливалась посредством Декреталий. От этого слова Раблэ производит много других: decretalin, decretaИine, decretaliach - управляющий посредством Декреталий, decretalifuge - бегущий Декреталий, decretaliquus - подкрепленный Декреталиями и проч.}, неужели те, которые увидят папу, становятся так высоки, как тот, что сейчас угрожал нам? О! Как бы я хотел поскорее увидеть папу, чтобы вырости и стать таким же большим, как он."

Крики их были так зычны, что наконец появился и Гоменац (так зовут они своего епископа) на неоседланном муле, в зеленой попоне, в сопровождении своих клевретов, которые несли крест, знамена, хоругви, балдахины, факелы, кропильницы. Он тоже хотел непременно поцеловать у нас ноги (как поцеловал ногу папы Климента добрый Христиан Вальфинье), говоря, что один из их гипофетов {Hypophétes, люди, говорящие о прошлых вещах, подобию тому как пророки говорят о будущих. Прим. Раблэ.} и глоссаторов священных Декреталий оставил заявления в своих писаниях, что подобно тому как Мессия, которого так долго ждали евреи, пришел наконец, так и папа когда-нибудь придет на их остров. В ожидании этого счастливого дня, если к ним прибудет лицо, видевшее папу в Риме или другом месте, они должны чествовать его и почтительно с ним обращаться. Но мы, однако, уклонились от этого.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница