Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга V.
Глава XXIX. О том, что Эпистемон недоволен учреждением поста.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга V. Глава XXIX. О том, что Эпистемон недоволен учреждением поста. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XXIX.

О том, что Эпистемон недоволен учреждением поста.

- Заметили ли вы, - сказал Эпистемон, - что этот злобный дурак певун объявил нам, что март месяц самый разгульный в году?

- Да, - отвечал Пантагрюэль, - между тем в этом самом месяце приходится пост, который учрежден для обуздания страстей и умерщвления плоти.

- А потому можете судить, - продолжал Эпистемон, - разумно ли поступил тот папа, который первый учредил его. Ведь этот негодный певун признался нам, что всего более грешит во время поста, да и ученые медики утверждают, что во всю остальную часть года не потребляется столько возбуждающей сладострастие пищи, как во время поста: бобы, фасоль, горох, лук, орехи, устрицы, копченые сельди, соленья и маринады, салаты из всякого рода возбуждающих трав, как-то: рута, крел, настурции, мак, хмель, фиги, рис и виноград.

- Вы, конечно, очень удивитесь, - сказал Пантагрюэль, - когда узнаете, что добрый папа, который учредил пост, затем именно и предписал употреблять такую пищу, которая способствует разможению рода человеческого, так как в это время года теплота, которая во время зимы задерживается внутри тела, подобно тому, как и древесные соки, снова распределяется по всем членам. Меня навели на эту мысль метрическия записи в Туаре, из которых видно, что в октябре и ноябре месяцах родится гораздо больше детей, чем в остальные десять месяцев, и которые все были зачаты во время поста.

- Я с удовольствием слушаю ваши речи, - заметил брат Жан, - но приходский священник в Жанбе приписывал этот значительный прирост детей вовсе не постной пище, но стараниям нищенствующей братии, босоногих проповедников и исповедников, которые отпугивают мужей от жен. Вот и весь сказ.

- Толкуйте, - сказал Эпистемон, - учреждение поста, как вам вздумается: каждый понимает его по-своему; но все медики воспротивятся, - я это знаю, я от них самих это слышал, - его отмене, которая, как мне кажется, носится в воздухе. Ведь если не будет поста, то искусство их будет презрено; они перестанут наживать деньги: больных не станет больше. Постом зарождаются, все болезни; это - настоящий питомник, верный разсадник всех зол. И не только пост убивает тело, но он еще губит и душу. Черти тогда стараются изо всей мочи. Пустосвяты выступают на первый план. На улице ханжей праздник: они судят, рядят, осуждают, отлучают от церкви и предают анафеме. Я не хочу этим сказать, что арисматийцы {Мифологический народ, у которых, по словам Плиния, был только один глаз. Полагает, что под этил названием Раблэ разумеет реформатов.} лучше нас, но говорю просто потому, что к слову пришлось.

- Ну-ка, безтолковый певун, что скажешь об этом молодце? - спросил Панург. Ведь его можно назвать еретиком?

Пев. И очень,

Пан. Не следует ли его сжечь на костре?

Пев. Следует.

Пан. И; чем скорее, тем лучше?

Пев. Точно так.

Пан. Но сперва не прокоптить ли его немножко?

Пев. Не надо.

Пан. А каким же образом его сжечь?

Пев. Живьем.

Пан. Пока не наступит?..

Пев. Смерть.

Пан. За то, что он вас разсердил?

Пев. Увы!

Пан. Как вы его находите?

Пев. Глупым.

Пан. Глупым или безумным?

Пев. Слишком.

Пан. Чем бы вы хотели, чтобы он стал?

Пев. Пеплом.

Пан. Других таких жгли?

Пев. Многих.

Пан. Они были еретики?

Пев. Меньше.

Пан. И еще сожгут?

Пев. Многих.

Пан. Вы их не помилуете?

Пев. Ни-ни.

Пан. Их всех надо сжечь?

Пев. Надо,

- Ну вот еще, что за беда? - отвечал Панург. Я бы охотно отвез его к Гаргантюа; он мне нравится. Когда я женюсь, он бы служил моей жене шутом.

- Чего доброго, милым дружком, - заметил Эпистемон.

- Вот тебе и закуска, бедный Панург, - засмеялся брат Жан, - уж тебе на роду написано стать рогоносцем.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница