Вэкфильдский священник.
VII. Описание столичного шутника.-- Скучнейшие люди могут быть забавны на один или два вечера.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Голдсмит О., год: 1766
Категория:Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Вэкфильдский священник. VII. Описание столичного шутника.-- Скучнейшие люди могут быть забавны на один или два вечера. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

VII.
Описание столичного шутника.-- Скучнейшие люди могут быть забавны на один или два вечера.

Когда настал день, назначенный для приема нашего молодого помещика, можно себе представить, что мы ничего не пожалели, лишь бы угостить его получше. Нечего и говорить, что ради такого случая жена моя и дочери особенно постарались о своих нарядах. Мистер Торнчиль явился в сопровождении двух приятелей, из коих один был его домашним капелланом, а другой просто прихлебателем. Кроме того, при них было множество прислуги, которой хозяин приказал было из деликатности отправляться в ближайшую харчевню; но жена моя, в порыве восхищения позабывшая об экономии, непременно захотела угостить и их. Мимоходом сказать, из-за этого вся наша семья потом недели три питалась впроголодь. Мистер Борчель как-то упомянул накануне, что мистер Торнчиль намерен свататься к мисс Уильмот, бывшей невесте сына моего Джорджа, и это известие до некоторой степени умерило вначале горячность нашего приема; но случай устранил и эту маленькую неловкость. Кто-то упомянул за столом её имя и мистер Торнчиль тотчас подхватил, что не может понять, как можно такого урода величать красавицей, прибавив:

- Пусть меня самого изуродуют, если я когда-нибудь стану восхищаться ею; лучше уж выбирать свою любезную из числа тех красоток, что гуляют по вечерам мимо башни Святого Дунстана.

И, сказав это, он расхохотался; засмеялись и мы. Шутки богатого человека разве могут быть неудачны? Оливия даже не преминула прошептать - однако так громко, чтобы все слышали, - что остроумие его неистощимо.

В конце обеда я предложил свой обычный тост - за церковь. Капеллан поблагодарил, сказав, что церковь - единственная повелительница его сердца.

- А признайся откровенно, Фрэнк, подхватил сквайр с обычной своей тонкостью, - если с одной стороны поставить твою любезную церковь в батистовых нарукавничках, а с другой, например, мисс Софию совсем без рукавов, которую ты выберешь?

- Конечно, обеих! воскликнул капеллан.

- Правильно! подтвердил сквайр:-- подавись я этим стаканом, коли хорошенькая девочка не лучше всех поповских выдумок. Что такое ваши десятинные поборы и прочия штуки? Ведь это все дрянь, сплошное надувательство, и я берусь это доказать.

- Попробуйте! воскликнул сын мой Моисей:-- мне кажется, что я могу вас опровергнуть.

- Очень хорошо, сэр, отвечал сквайр, тотчас поняв, с кем имеет дело, и подмигнул нам, чтобы мы послушали, какая пойдет потеха, - если вы желаете хладнокровно обсудить этот предмет, я готов принять ваш вызов. Прежде всего, с какой точки зрения вы намерены его разсматривать, с диалогической или аналогической?

- Да просто с рациональной точки зрения, отвечал Моисей, очень довольный, что может поспорить.

- Отлично, подхватил сквайр:-- значит, начнем с начала. Надеюсь, вы не станете утверждать, что то, что есть - не существует? Если вы этого не признаете, то я отказываюсь продолжать.

- Отчего-ж? возразил Моисей: - это я могу допустить, и даже впоследствии воспользуюсь этим положением.

- Надеюсь также, продолжал сквайр, - что по вашему часть не больше целого?

- Согласен и с этим, отвечал Моисей, - что правда, то правда.

- Надеюсь, вы не будете отрицать, что сумма углов треугольника равняется двум прямым?

- Само собою разумеется, молвил Моисей, озираясь с важным видом.

- Ну хорошо, воскликнул сквайр и продолжал скороговоркой:-- установив таким образом первую посылку, я утверждаю, что взаимодействие самостоятельных существований обратно пропорционально квадрату разстояния, что необходимо приводит нас к проблематическому заключению, что сущность духа сводится к качеству второй посылки.

- Постойте, погодите! закричал Моисей: - этого я не признаю; и неужели вы думаете, что я соглашусь обсуждать зараз столько разнородных предложений!

- Как, вы не согласны? возразил сквайр, притворяясь, что выходит из себя:-- так отвечайте же мне на один простой вопрос: прав ли Аристотель, говоря, что все относительное находится между собою в соотношении?

- Без всякого сомнения! решил Моисей.

- В таком случае отвечайте без обиняков на следующее предложение: считаете ли вы аналитическое разсмотрение первой части моей антитезы погрешающим secundum quoad или quoadnimus, и объясните, почему; но только сейчас же скажите, без обиняков.

- Да я никак не могу взять в толк, о чем вы говорите, возразил Моисей, - вот еслибы вы задавали сразу по одному вопросу, мне думается, что я мог бы вам ответить.

- О, слуга покорный! воскликнул сквайр:-- вы хотите, я вижу, чтобы я вам все разжевал, да и в рот положил. Нет, сэр, на таких основаниях я с вами разсуждать не могу.

Эта выходка заставила всех поднять Моисея на смех, и бедный юноша, не проронив больше ни словечка, высидел весь обед с вытянутым лицом, тогда как вокруг него все были очень веселы.

Такия шутки были мне вовсе не по вкусу, но Оливия была, очевидно, иного о них мнения и принимала за чистейшее остроумие то, что было в сущности доказательством хорошей памяти. Она считала сквайра замечательным джентльменом и, принимая во внимание, как много значат в таких случаях красивая наружность, щегольская одежда и богатство, с её стороны это было довольно извинительно. При всем своем действительном невежестве, мистер Торнчиль говорил хорошо и обо всех обыкновенных предметах мог разглагольствовать вполне развязно. Что же мудреного, что при таких данных он мог понравиться девушке, с детства приученной придавать громадное значение своей собственной внешности, а следовательно высоко ценившей внешния качества и в других.

Когда гости уехали, ыы опять принялись превозносить молодого помещика. Так как его взгляды и разговоры обращались главным образом к Оливии, становилось несомненным, что он познакомился с нами только ради её. Это вызвало бесконечные шутки и поддразнивание со стороны брата и сестры, но Оливия поддавалась этому не без удовольствия. А моя Дэбора так была счастлива и довольна успехами дочери, как будто самолично одержала победу.

- Теперь, мой дорогой, я сознаюсь тебе, сказала она мне, - что я сама подучила девочек, как надо поощрять ухаживание нашего сквайра. Я всегда была немножко честолюбива и теперь ты видишь, что это было не напрасно: кто знает, чем все это может кончиться?

который и богат, и важен, но в душе безбожник. Если он таков, каким мне представляется, то да будет вам наперед известно, что я ни за что не соглашусь выдать свою дочь за вольнодумца.

- Ох, батюшка, не будьте к нему слишком строги! воскликнул Моисей:-- Бог ведь судит людей по делам их, а не по тому, что бродит у них в голове. Мало ли какие грешные фантазии находят на человека; иной раз и не отвяжешься от них. Может быть этому джентльмену поневоле приходят вольные мысли насчет религии? Положим, что он о ней думает совершенно неправильно, но если это непроизвольно, чем же он виноват? Это все равно, что поручить коменданту защиту города, не обнесенного стеной; разве его вина, коли неприятель войдет в город и расположится в нем?

- Правда, сын мой, отвечал я:-- но если комендант сам приглашает неприятеля занять город, то вся вина падает на него. А это именно и случается с теми людьми, которые охотно поддаются заблуждению. Грех не в том, чтобы соглашаться с очевидностью, а в том, чтобы нарочно закрывать глаза перед многими обстоятельствами, доказывающими противное. Хотя бы вначале ошибочное мнение составлялось в нас и поневоле, но если мы пребываем в нем по собственному побуждению или допускаем его овладеть нами без зрелого размышления, то это с нашей стороны доказывает или порочность, за которую мы заслуживаем наказания, или же неразумие, за которое справедливо будут презирать нас.

Тут в разговор вмешалась моя жена и, оставив в стороне мои доводы, стала доказывать, что в кругу наших знакомых не мало есть толковых людей, заведомых вольнодумцев, из которых, однако же, выходили превосходные мужья; а с другой стороны бывают и такия умные девушки, которые способны обратить своих мужей на путь истинный.

- Нет, папа, ничего не спутала, вступилась Оливия, - и это правда, что я начиталась довольно всяких диспутов. Вот, например, я прочла спор Твакума со Сквэром {Твакум и Сквэр - действующия лица в романе Фильдинга "Том Джонс".}; разсуждения Робинзона Крузе с дикарем Пятницей; и даже теперь читаю статью о препирательствах перед Судилищем Любви.

- И прекрасно, сказал я, - сейчас видно, что ты умница и как нельзя лучше подготовилась к миссионерской деятельности. Поди же, помоги матери готовить пирог с крыжовником.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница